Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» «Загадка»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующая МБДОУ
МБДОУ №49 Детский сад №49
«Загадка»
«___» ____________ 2020 г. __________________С.Т. Беретарь
Протокол № «___»_____________2020 г
План работы педагога-психолога
МБДОУ «Детский сад № 49» «Загадка»
на 2020-2021гг
2020г
г. Майкоп
Содержание
№ |
Наименование разделов |
Стр |
I |
Целевой раздел |
|
1.1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.2 |
Основные цели и задачи работы ДОУ на 2020-2021 учебный год |
4 |
1.3 |
Нормативные документы, регламентирующие работу психолога в системе образования РФ |
6 |
II. |
Содержательный раздел |
|
2.1 |
Календарно-тематическое планирование по месяцам |
9 |
III |
Организационный раздел |
|
3.1 |
Нагрузка педагога-психолога |
18 |
3.2 |
Циклограмма |
19 |
1.1. Пояснительная записка
Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом детского сада, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в детском саду по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности дошкольника.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в доу;
- формировать у дошкольников способности к самопознанию, саморазвитию;
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основные направления деятельности психолога:
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
· изучение обращения к психологу, поступающего от воспитателей, родителей, (определение проблемы, выбор метода исследования);
· формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности ребенка (постановка психологического диагноза);
· разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с влспитанниками, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
· разработка и осуществление развивающих программ для воспитанников с учетом задач каждого возрастного этапа;
· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются воспитатели, родители.
Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, и родителей к психологической культуре.
1.2. Основные цели и задачи работы ДОУ на 2020-2021 учебный год
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастным и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Годовые задачи:
Цель работы педагога-психолога: обеспечение полноценного всестороннего развития психики и личности детей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, гармоничное развитие в условиях ДОУ.
Задачи педагога-психолога:
1. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
2. Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии ребенка.
3. Просвещение и консультирование родителей, педагогов и остальных сотрудников МБДОУ № 49 по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий.
4. Разработка и реализация психокоррекционных и психопрофилактических занятий и программ.
Основные направления в деятельности
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА: |
укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, создание оптимальных условий для развития личности. |
ДИАГНОСТИКА: |
исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников и школьников, используя современные психологические диагностики. |
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ: |
систематическое проведение коррекционных, развивающих и тренинговые занятии. |
КОНСУЛЬТАЦИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ: |
формирование у педагогов и родителей навыков психолого-педагогической компетентности в общении. |
1.3. Нормативные документы, регламентирующие работу психолога в системе образования РФ
Пакет документации педагога-психолога включает в себя: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальную документацию; организационно-методическую документацию; комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей.
- Законодательно-правовые акты и нормативные документы
- Специальная документация
- Методические рекомендации
- Организационно-методическая документация
- Комплект рабочей документации, обеспечивающий деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
При составлении плана был учтен приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с нормативной документацией: законодательно-правовыми актами и нормативными документами.
Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
Международные:
Федеральные:
1. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой
программе развития образования на 2011 - 2015 годы».
4. Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1086, МЧС РФ N 550, Минобрнауки РФ N 2415, Минкомсвязи РФ N 241 от 29.09.2011 «Об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации».
5. Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии Российской Федерации».
6. Приказ Минобрнауки от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
7. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015) «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования».
8. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
9. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.12.2014) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
10. Приказ профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»».
11. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
12. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
13. Письмо Министерства образования РФ от 22.01.98 г. N 20-58-07ИН20-4 «Об
учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
14. Письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2009 N 06-1216 «О совершенствовании
комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам».
15. Инструктивное образованию от 27 апреля 1989 г. № 16 «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».
16. Этический образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003, Москва).
Специальная документация:
Это особый вид документации педагога- психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
К специальной документации педагога-психолога относятся:
-карта психического развития ребёнка - совокупность сведений о возрастном развитии ребёнка, представленных в онтогенетическом аспекте;
- психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребёнка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребёнка;
- выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Содержание выписки - адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы;
-протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребёнком;
-протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще всего оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми. Это - заключения, психологические карты и протоколы. Основной формой закрытой документации является психологическая карта (ребёнка, группы, класса, педагога - в зависимости от проблемы). Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу. Такая документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Организационно-методическая документация:
2.1. Развернутое календарно – тематическое планирование
Сентябрь
№ |
Вид деятельности |
Планируемая работа |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1 |
Работа с детьми |
1.Мониторинг адаптации 1 мл.гр. 2. Наблюдение и беседы с детьми всех групп. 3. индивидуальные занятия в средней и старше-подготов.группах «Я умею думать сам!» 4. Занятия с детьми во 2 мл. гл. «Давайте познакомимся!» |
1.09. – 30.11
3 раз в неделю
3 раз в неделю |
|
2 |
Работа с родителями |
1.Групповая консультация для родителей 1 мл.гр. «Мой малыш пошел в детский сад» 2. Оформление уголка психолога «Первый раз в детский сад» 3. Индивидуальные консультации |
По плану родительских собраний В течение месяца По запросам |
|
3 |
Работа с педагогами |
1.Консультации «Настройка на успех»
|
Сентябрь
|
|
4. |
Методическая работа |
1.Ведение документации 2.Оформление папки для педагогов и родителей. 3. Обработка результатов мониторинга адаптации 1 мл.гр. |
В течение месяца
В течение месяца |
|
Октябрь
№ |
Вид деятельности |
Планируемая работа |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1 |
Работа с детьми |
1.Диагностика подготовительной группы «Готовность к школе» 2.Психологическое сопровождение I мл.гр. Мониторинг адаптации 3. Развивающие занятия во 2 мл. группе «Я могу! » |
01.10 – 28.10
В течение месяца
3 раза в неделю |
|
2 |
Работа с родителями |
1.Оформление уголка психолога «Самостоятельность ребенка» 2. На родительское собрание : «Влияние родительских установок на развитие детей. |
10.10
По плану родительских собраний |
|
3 |
Работа с педагогами |
1.Консультации по итогам диагностики |
24.10 – 31.10 |
|
4 |
Методическая работа |
1.Регистрация имеющихся метод материалов. 2.Обработка результатов психодиагностики. 3.Оформление журналов. |
В течение месяца 23.10 – 31.10
|
|
Ноябрь
№ |
Вид деятельности |
Планируемая работа |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1 |
Работа с детьми |
1.Индивидуальные занятия по развитию психических процессов и личностных качеств в средней и ст.-подг.гр «Я умею думать сам!» 2. Развивающие занятия во 2 мл. группе «Я могу! » |
3 раза в неделю
3раз в неделю |
|
2 |
Работа с родителями |
1.Оформление уголка «Психологическая готовность к школе» - консультация. 2.Индивидуальные консультации |
01.11 |
|
3 |
Работа с педагогами |
Консультация «Самостоятельность – проявление на разных возрастных этапах» |
ноябрь |
|
4 |
Методическая работа |
1.Обработка результатов диагностик. 2.Работа с документами
|
В течение месяца
|
|
Декабрь
№ |
Вид деятельности |
Планируемая деятельность |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1 |
Работа с детьми |
1. Индивидуальные занятия в средней и ст.подгот. группе «Я умею думать сам» 2.Развивающие занятия в мл.гр. «Я могу!» 3. Групповые занятия в младшей группе : «Это я!» |
3 раз в неделю 2 раз в неделю 1 раз в неделю |
|
2 |
Работа с родителями |
1.Оформление уголка «Значение игры в жизни дошкольников» |
4.12 |
|
3 |
Работа с педагогами |
1.Памятка педагогам «Развитие мыслительных процессов дошкольников» |
11.12 |
|
4 |
Методическая работа |
1.Подготовка и оформление необходимых материалов. 2. Оформление уголков психолога. 3. Ведение документации |
В течение месяца
|
|
Январь
№ |
Вид деятельности |
Планируемая работа |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1 |
Работа с детьми |
1. индивидуальные занятия в средней и старше – подгот. Группе «Я умею думать сам» 2. Индивидуальные занятия в младшей группе: «Я могу!» 3. групповые занятия в младшей группе: «Это я!» |
3 раз в неделю
2 раза в неделю 1 раз в неделю |
|
2 |
Работа с родителями |
1.Оформление уголка «Всестороннее развитие ребенка дома» |
16.01 |
|
3 |
Работа с педагогами |
1.Деловая игра «Эрудит» |
Декабрь |
|
4 |
Методическая работа |
1.Подготовка и оформление необходимых материалов. 2. Оформление уголков. 3. Ведение документации |
В течение месяца
|
|
№ |
Вид деятельности |
Планируемая работа |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1 |
Работа с детьми |
1.Индивидуальные занятия в средней и старше-подгот. группе «Я умею думать сам!» 2. Индивидуальные занятия в младшей группе: «Я могу!» 3. Групповые занятия в младшей группе : «Это – я» |
3 раза в неделю
2 раза в неделю 1 раз внеделю |
|
2 |
Работа с родителями |
1.Индивидуальные консультации 2.Оформление уголка «Как формировать поведение ребенка?» |
В течение месяца 20.03. |
|
3 |
Работа с педагогами |
Игра «Заглянем внутрь себя» |
Март |
|
4 |
Методическая работа |
1.Подготовка и оформление необходимых материалов. 2.Оформление уголков. 3.Разработка метод. пособий и картотек. |
В течение месяца
|
|
Февраль
Март
№ |
Вид деятельности |
Планируемая работа |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1 |
Работа с детьми |
1. Индивидуальные занятия в средней и старше-подгот. группах «Я умею думать сам». 2. Индивидуальные занятия в младшей группе: «Я могу!» 3. Групповые занятия в младшей группе: «Это я!» |
3 раза в неделю 3 раза в неделю 1 раз в неделю |
|
2 |
Работа с родителями |
1.Оформление уголка «Отклонения в поведении» 2.Индивидуальные консультации |
февраль |
|
3 |
Работа с педагогами |
1.Памятка педагогам «Роль игровой деятельности в социальном развитии младших дошкольников» |
февраль |
|
4 |
Методическая работа |
1.Подготовка и оформление необходимых материалов. 2. Ведение документации. |
В течение месяца |
|
Апрель
№ |
Вид деятельности |
Планируемая работа |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1 |
Работа с детьми |
1.Диагностика психологической готовности к школе в подготовительной группе. 2.Мониторинг психологического развития в 1 и 2 младшей группе. 3.Исследование личностных особенностей детей |
C апреля по май |
|
2 |
Работа с родителями |
1.Индивидуальные консультации. 2.Оформление уголка «Норма речи, контролируем и корректируем. |
В течение месяца |
|
3 |
Работа с педагогами |
1.Индивидуальные консультации по результатам диагностик. |
В течение месяца |
|
4 |
Методическая работа |
1.Подготовка и оформление необходимых материалов. 2.Оформление уголков. 3.разработка метод. пособий и картотек. |
В течение месяца
|
|
Май
№ |
Вид деятельности |
Планируемая работа |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1 |
Работа с детьми |
1.Диагностика психологической готовности к школе в подготовительной группе. 2.Мониторинг психологического развития в 1 и 2 мл. группе. 3.Исследование личностных особенностей детей (самооценка, уровень притязаний, эмоциональное состояние) в ср. и ст. гр. |
С апреля по май |
|
2 |
Работа с родителями |
1.Индивидуальные консультации. 2.Оформление уголка «Что делать с ленью?» |
В течение месяца |
|
3 |
Работа с педагогами |
1. деловая игра |
В течение месяца |
|
4 |
Методическая работа |
1.Подготовка и оформление необходимых материалов. 2.Оформление уголков. 3. Оформление результатов диагностики. 4.Составление отчетности о работе. |
В течение месяца
С 28.05 по 31.05 |
|
III. Организационный раздел
3.1. Нагрузка педагога-психолога:
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.
Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
- на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
- остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени 18 часов в неделю приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с учащимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.)
3.2. Циклограмма
День недели |
Время |
Занятие |
Понедельник |
8.00-9.00 9.00-10.00
10.00-11.00
11.00-12.00 12.00-12.30 |
Подготовка к занятиям Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе Коррекционно-развивающее занятие в средней и младшей группе Работа с документацией Работа по самообразованию |
Вторник |
|
Методдень |
Среда |
8.00-9.00 9.00-10.00
10.00-11.00
11.00-12.00 12.00-12.30 |
Подготовка к занятиям Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе Коррекционно-развивающее занятие в средней и младшей группе Работа с документацией Работа по самообразованию |
Четверг |
13.00 -15.00 15.00-17.00
|
Работа с педагогами Консультативная работа с родителями Работа с документацией Индивидуальные занятия с воспитанниками Работа по самообразованию |
Пятница |
8.00-9.00 9.00-10.00 10.00-11.00
11.00-12.00 12.00-12.30 |
Подготовка к занятиям Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе Коррекционно-развивающее занятие в средней и младшей группе Работа с документацией Работа по самообразованию |
|